|
Слушаем.com Мы слушаем энигматик, нью эйдж, этническую, электронную музыку
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
SubV
Пол: Возраст: 49 Зарегистрирован: 19.10.2009 Сообщения: 141
|
Добавлено: Сб Май 11, 2013 19:05 Заголовок сообщения: Динамический диапазон и loudness war |
|
|
Возникла у меня мысль обсудить динамический диапазон той музыки, которую мы слушаем, а также как он влияет на наше восприятие.
Динамический диапазон (композиции) - это грубо говоря, отношение громкости самого громкого (пикового) участка к среднему (RMS) уровню громкости. Чем выше ДД (DR) , тем более богатой, насыщенной, наполненной мельчайшими звуковыми нюансами (если, конечно, они имеются в оригинале) нами воспринимается музыка.
К сожалению, на протяжении 1990-х с массовым распространением цифровых эффект-процессоров, изначально призванных выровнять звучание отдельных инструментов в миксе, распространилась дурная тенденция: финальный микс, готовый к записи на CD, стали выравнивать таким образом, чтобы тихих участков вообще не осталось. Это явление получило название "loudness war", т.к. таким образом продюсеры поп-музыки старались увеличить субъективную громкость звучания.
Подобный подход имеет множество негативных моментов: вместо богатой, насыщенной композиции ухо слышит сплошную "стену звука", в которой не остается места для звуковых нюансов. От такой музыки быстро устаешь физически; прослушав альбом, нет никакого желания включать его повторно. Это касается буквально всех стилей и направлений музыки (и в особенности, ambient/new age/downtempo/chillout, которые призваны расслаблять, создавать богатую звуковую атмосферу).
Понятно, что изначально плохой альбом никакими ухищрениями не сделаешь хитовым. А вот обратное вполне возможно. Например, очень интересный альбом Will-O'-The-Wisp - Long Sleep Plain (2008), сыгранный в лучших традициях Delerium, был напрочь убит при мастеринге: его DR равен 4. Слушать такое для поклонника классической "энигматики" настолько в тягость, что альбом хочется выключить уже после второго трека. Хотя сама по себе музыка, повторюсь - весьма и весьма неплоха.
А теперь для сравнения приведу DR некоторых популярных альбомов.
1. Enigma - MCMXC a.D (Ltd) (1991), DR=12
2. Delerium - Karma (1997), DR=10
3. Delerium - Semantic Spaces (1994), DR=9
4. Synaesthesia - Embody (1997), DR=11
5. Sleepthief - The Dawnseeker (2006), DR=6
6. Delerium - Music Box Opera (2012), DR=6
7. Front Line Assembly - Tactical Neural Implant (1992), DR=12
8. Front Line Assembly - Artificial Soldier (2006), DR=5
И, наконец, всеми признанный "чемпион", эталон плохого мастеринга,
9. Metallica - Death Magnetic (2008), DR=3
***
Мои собственные выводы из сказанного будут примерно такие. Для энергичной, быстрой поп-музыки, индастриала, а также для хэви-метал и производных стилей - минимально допустимым DR будет 6. Ниже этого порога даже самая забойная музыка сливается в кашу, из которой трудно выделить отдельные участки. Для классического рока, а также арт- и прогрессив-рока минимально допустимое значение DR должно быть повыше, скажем 7..8. Что же касается спокойных, расслабляющих стилей, к каким относится эмбиент, даунтемпо, нью-эйдж, трип-хоп и прочая "'энигматика", то для комфортного прослушивания этот показатель должен быть еще выше, минимум 8..9.
Кстати, среди поклонников виниловых рипов бытует мнение, что современные продюсеры убивают динамику звучания специально, поскольку каждый новый альбом сразу после релиза появляется на торрентах для бесплатного скачивания. А винил, в отличие от CD, людям придется покупать, и сделать с него идентичную копию невозможно. Так это или нет, не знаю. Однако (по крайней мере в некоторых случаях) мастеринг CD и винила действительно сильно отличаются. Сравните одну и ту же композицию Angel с недавнего альбома Depeche Mode - Delta Machine (2013). Слева - CD-вариант, справа - рип с винила.
На закуску - альбом Depeche Mode, который многие (в том числе и я) считают у них лучшим (как в музыкальном плане, так и в плане звучания), а именно Violator (1990):
Последний раз редактировалось: SubV (Ср Май 15, 2013 14:01), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
|
Silent Команда сайта Слушаем.com
Пол:
Зарегистрирован: 17.02.2003 Сообщения: 690
|
Добавлено: Вс Май 12, 2013 17:02 Заголовок сообщения: |
|
|
Подпишусь под каждым словом, пожалуй.
А можно замерить DR FLA - Civilization? Антиресно... |
|
Вернуться к началу |
|
|
SubV
Пол: Возраст: 49 Зарегистрирован: 19.10.2009 Сообщения: 141
|
Добавлено: Вс Май 12, 2013 18:41 Заголовок сообщения: |
|
|
Silent писал(а): | Подпишусь под каждым словом, пожалуй.
А можно замерить DR FLA - Civilization? Антиресно... |
Код: | foobar2000 1.2.6 / Dynamic Range Meter 1.1.1
log date: 2013-05-12 18:38:54
--------------------------------------------------------------------------------
Analyzed: Front Line Assembly / Civilization
--------------------------------------------------------------------------------
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR8 -0.10 dB -10.10 dB 5:36 01-Psychosomatic
DR7 -0.10 dB -8.60 dB 5:15 02-Maniacal
DR8 -0.10 dB -10.00 dB 5:38 03-Transmitter
DR8 -0.10 dB -10.06 dB 6:25 04-Vanished
DR7 -0.10 dB -8.75 dB 1:52 05-Strategic
DR8 -0.10 dB -11.09 dB 6:44 06-Civilization
DR7 -0.10 dB -9.87 dB 6:22 07-Fragmented
DR6 -0.10 dB -8.55 dB 6:14 08-Parasite
DR6 -0.10 dB -8.12 dB 5:26 09-Dissident
DR8 -0.10 dB -10.98 dB 7:23 10-Schicksal
--------------------------------------------------------------------------------
Number of tracks: 10
Official DR value: DR7
Samplerate: 44100 Hz
Channels: 2
Bits per sample: 16
Bitrate: 879 kbps
Codec: FLAC
================================================================================
|
От 6 до 8, в среднем 7. В общем-то, для такой энергичной, насыщенной музыки это нормально.
А вот это уже ненормально.
Код: | foobar2000 1.2.6 / Dynamic Range Meter 1.1.1
log date: 2013-05-12 21:07:21
--------------------------------------------------------------------------------
Analyzed: Front Line Assembly / Artificial Soldier
--------------------------------------------------------------------------------
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR6 0.00 dB -7.64 dB 5:18 01-Unleashed
DR5 0.00 dB -6.94 dB 5:31 02-Lowlife
DR5 0.00 dB -6.91 dB 6:27 03-Beneath The Rubble
DR4 0.00 dB -6.15 dB 6:07 04-Decsention
DR5 0.00 dB -6.30 dB 5:31 05-Buried Alive
DR5 0.00 dB -7.19 dB 6:32 06-Dopamine
DR4 0.00 dB -6.62 dB 5:24 07-Social Enemy
DR4 0.00 dB -6.60 dB 6:12 08-Future Fail
DR3 0.00 dB -5.68 dB 5:13 09-The Storm
DR5 0.00 dB -6.96 dB 5:24 10-Humanity (World War 3)
--------------------------------------------------------------------------------
Number of tracks: 10
Official DR value: DR5
Samplerate: 44100 Hz
Channels: 2
Bitrate: 277 kbps
Codec: MP3
================================================================================
|
Я с трудом могу слушать этот альбом. Музыкально он довольно вторичен, чего до него в творчестве FLA не бывало, и звучит ужасно. Помнится, когда он только вышел, я сразу обратил внимание, что филигранное сведение и мастеринг, которым всегда славились работы этой группы, куда-то подевались. И неудивительно: он почти в 5 раз менее динамичен, чем Civilization. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Sergey_D Administrator
Пол: Возраст: 52 Зарегистрирован: 04.11.2002 Сообщения: 703 Откуда: Днепропетровск
|
Добавлено: Вс Май 12, 2013 21:42 Заголовок сообщения: |
|
|
Влияет ли сжатие в mp3 на ДД? |
|
Вернуться к началу |
|
|
SubV
Пол: Возраст: 49 Зарегистрирован: 19.10.2009 Сообщения: 141
|
Добавлено: Пн Май 13, 2013 1:01 Заголовок сообщения: |
|
|
Sergey_D писал(а): | Влияет ли сжатие в mp3 на ДД? |
Нет. |
|
Вернуться к началу |
|
|
barrakkudda
Зарегистрирован: 28.08.2009 Сообщения: 321
|
Добавлено: Пн Май 13, 2013 1:05 Заголовок сообщения: |
|
|
Изложу свои непрофессионалные мнения
1. Честно сказать, все время немного не понимал "почитателей" винил-рипов. (не путать с теми, кто непосредственно винил и слушает). Ведь винил - это аналог чистой воды, да не просто аналог а, более того, механика! И тут хоть тресни, любой цифровой рип при прослушивании не отдаст всех красок и нюансов пластинки и "иглы". Ну если только оборудование для прессовки винила на дому покупать
Хотя... если и в рипе винил - cd встречается такая разница, то смысл прослушивания появляется.
2. Замер DR с винила - по моему, сомнительный (не объективный) показатель, все потому-же, что это данные уже не "с пластинки". Вот если бы в идеальном помещении, на идеальной аналоговой аппаратуре, записать воспроизводимый звук с помощью высококачественных аналоговых микрофонов - тогда ДА!
3. Мои суждения не очень актуальны в 21 веке, ибо студийную аналоговую запись на винил уже давно никто не делает. Все в цифре делается, а из нее "мастери" хоть на винил, хоть на флешку И любой студент при должной сноровке может DR в своем треке загнать хоть на 15. ИМХО |
|
Вернуться к началу |
|
|
SubV
Пол: Возраст: 49 Зарегистрирован: 19.10.2009 Сообщения: 141
|
Добавлено: Пн Май 13, 2013 14:01 Заголовок сообщения: |
|
|
barrakkudda, винил-рипы я тоже не особенно жалую, однако иногда это единственная возможность услышать альбом со звуком, отличающимся от того, который мы слышим на перекомпрессированном CD.
Насчет замера DR с винил-рипа. Рип делали грамотные люди с what.cd на хорошей технике, изначальная разрядность его была 192 КГц, 24 бит. Я преобразовал его в 44 КГц, 16 бит - поскольку X-Fi далеко не во всех режимах поддерживает 192 Кгц.
Однако, все эти преобразования не окажут серьезного влияния на динамический диапазон. Мы имеем дело с громкостью, а не с частотными характеристиками. Достаточно взглянуть на картинку, и все станет ясным. CD-версия альбома прошла через brick wall limiter, а для виниловой мастеринг делали другие люди (что указано на буклете).
barrakkudda писал(а): | И любой студент при должной сноровке может DR в своем треке загнать хоть на 15. ИМХО |
Не все так просто. На самом деле, хороших звукорежиссеров - раз, два и обчелся. А собрать композицию в финальный микс, да так, чтобы не растерять глубины, не утратить звучания отдельных инструментов, придать объем - это дано вообще немногим. Гораздо проще на финальной стадии врубить компрессор с лимитером, вывести громкость на максимум. Как раз эта процедура особых знаний не требует, и дает вполне удовлетворительный результат. А то, что при этом страдает музыка - мало кого волнует.
Еще парочка картинок для сравнения.
Front Line Assembly - Psychosomatic (с альбома Civilization):
Front Line Assembly - The Storm (с альбома Artificial Soldier):
***
Мне могут возразить, что, мол, динамический диапазон сильно зависит от жанра музыки, и есть такие направления, в которых его сужение оправдано. Да, есть такие исключения, но их можно буквально пересчитать по пальцам. Если целью звукорежиссера было получить грубое, жесткое, "абразивное" звучание, тогда этот метод оправдан (хотя увлекаться им, как это сделал продюсер Металлики, все равно не стоит). Но в большинстве случаев loudness war приносит один лишь вред. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Sergey_D Administrator
Пол: Возраст: 52 Зарегистрирован: 04.11.2002 Сообщения: 703 Откуда: Днепропетровск
|
Добавлено: Вт Май 14, 2013 0:09 Заголовок сообщения: |
|
|
SubV писал(а): | Sergey_D писал(а): | Влияет ли сжатие в mp3 на ДД? |
Нет. |
Не уверен.
Вот замеры на альбоме Nacho Sotomayor - La Roca 8
1. flac:
foobar2000 1.2.6 / Dynamic Range Meter 1.1.1
log date: 2013-05-13 22:33:18
--------------------------------------------------------------------------------
Analyzed: Nacho Sotomayor / La Roca 8
--------------------------------------------------------------------------------
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR11 0.00 dB -13.35 dB 5:34 01-It's Not Gravitation
DR10 0.00 dB -12.41 dB 4:13 02-Memory Lane (Reverse Edit)
DR11 0.00 dB -13.18 dB 4:40 03-Un Poco De Luz
DR9 0.00 dB -11.89 dB 4:46 04-Chanson De Bianca
DR10 0.00 dB -12.43 dB 5:36 05-Descending
DR8 -0.21 dB -10.46 dB 5:05 06-Underlove
DR11 0.00 dB -11.87 dB 4:48 07-Sin Pensar, Sin Sentir (Autumn Mix)
DR11 0.00 dB -13.30 dB 6:07 08-Return To Mikonos
DR12 0.00 dB -13.70 dB 4:25 09-Vamos Ya!
DR12 0.00 dB -13.35 dB 5:19 10-Emotion
DR8 0.00 dB -10.47 dB 5:08 11-Good Look
DR10 0.00 dB -12.85 dB 5:22 12-Disappointment
DR12 0.00 dB -13.98 dB 5:25 13-Now I Understand
DR11 0.00 dB -13.17 dB 5:31 14-Words
DR9 0.00 dB -11.04 dB 4:15 15-Wildcat Song
--------------------------------------------------------------------------------
Number of tracks: 15
Official DR value: DR10
Samplerate: 44100 Hz
Channels: 2
Bits per sample: 16
Bitrate: 752 kbps
Codec: FLAC
================================================================================
2. mp3/~320 (lame --preset insane)
foobar2000 1.2.6 / Dynamic Range Meter 1.1.1
log date: 2013-05-13 22:42:14
--------------------------------------------------------------------------------
Analyzed: ? / ?
--------------------------------------------------------------------------------
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR11 0.00 dB -13.35 dB 5:34 ?-1-01. Nacho Sotomayor - It's Not Gravitation.mp3
DR10 0.00 dB -12.41 dB 4:13 ?-1-02. Nacho Sotomayor - Memory Lane (Reverse Edit).mp3
DR11 0.00 dB -13.18 dB 4:40 ?-1-03. Nacho Sotomayor - Un Poco De Luz.mp3
DR9 0.00 dB -11.89 dB 4:46 ?-1-04. Nacho Sotomayor - Chanson De Bianca.mp3
DR10 0.00 dB -12.43 dB 5:36 ?-1-05. Nacho Sotomayor - Descending.mp3
DR8 0.00 dB -10.46 dB 5:05 ?-1-06. Nacho Sotomayor - Underlove.mp3
DR11 0.00 dB -11.88 dB 4:48 ?-1-07. Nacho Sotomayor - Sin Pensar, Sin Sentir (Autumn Mix).mp3
DR11 0.00 dB -13.30 dB 6:07 ?-1-08. Nacho Sotomayor - Return To Mikonos.mp3
DR12 0.00 dB -13.70 dB 4:25 ?-1-09. Nacho Sotomayor - Vamos Ya!.mp3
DR12 0.00 dB -13.35 dB 5:19 ?-1-10. Nacho Sotomayor - Emotion.mp3
DR8 0.00 dB -10.47 dB 5:08 ?-1-11. Nacho Sotomayor - Good Look.mp3
DR10 0.00 dB -12.85 dB 5:22 ?-1-12. Nacho Sotomayor - Disappointment.mp3
DR12 0.00 dB -13.98 dB 5:25 ?-1-13. Nacho Sotomayor - Now I Understand.mp3
DR11 0.00 dB -13.17 dB 5:31 ?-1-14. Nacho Sotomayor - Words.mp3
DR9 0.00 dB -11.04 dB 4:15 ?-1-15. Nacho Sotomayor - Wildcat Song.mp3
--------------------------------------------------------------------------------
Number of tracks: 15
Official DR value: DR10
Samplerate: 44100 Hz
Channels: 2
Bitrate: 319 kbps
Codec: MP3
================================================================================
3. mp3/128 (lame -b 128)
foobar2000 1.2.6 / Dynamic Range Meter 1.1.1
log date: 2013-05-13 22:50:14
--------------------------------------------------------------------------------
Analyzed: ? / ?
--------------------------------------------------------------------------------
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR12 0.00 dB -13.75 dB 5:34 ?-1-01. Nacho Sotomayor - It's Not Gravitation.mp3
DR11 0.00 dB -12.84 dB 4:13 ?-1-02. Nacho Sotomayor - Memory Lane (Reverse Edit).mp3
DR11 0.00 dB -13.62 dB 4:40 ?-1-03. Nacho Sotomayor - Un Poco De Luz.mp3
DR10 0.00 dB -12.33 dB 4:46 ?-1-04. Nacho Sotomayor - Chanson De Bianca.mp3
DR11 0.00 dB -12.85 dB 5:36 ?-1-05. Nacho Sotomayor - Descending.mp3
DR9 0.00 dB -10.88 dB 5:05 ?-1-06. Nacho Sotomayor - Underlove.mp3
DR11 0.00 dB -12.31 dB 4:48 ?-1-07. Nacho Sotomayor - Sin Pensar, Sin Sentir (Autumn Mix).mp3
DR12 0.00 dB -13.72 dB 6:07 ?-1-08. Nacho Sotomayor - Return To Mikonos.mp3
DR13 0.00 dB -14.13 dB 4:25 ?-1-09. Nacho Sotomayor - Vamos Ya!.mp3
DR12 0.00 dB -13.76 dB 5:19 ?-1-10. Nacho Sotomayor - Emotion.mp3
DR9 0.00 dB -10.89 dB 5:08 ?-1-11. Nacho Sotomayor - Good Look.mp3
DR11 0.00 dB -13.27 dB 5:22 ?-1-12. Nacho Sotomayor - Disappointment.mp3
DR12 0.00 dB -14.42 dB 5:25 ?-1-13. Nacho Sotomayor - Now I Understand.mp3
DR12 0.00 dB -13.57 dB 5:31 ?-1-14. Nacho Sotomayor - Words.mp3
DR9 0.00 dB -11.47 dB 4:15 ?-1-15. Nacho Sotomayor - Wildcat Song.mp3
--------------------------------------------------------------------------------
Number of tracks: 15
Official DR value: DR11
Samplerate: 44100 Hz
Channels: 2
Bitrate: 128 kbps
Codec: MP3
================================================================================
4. mp3/64 (lame -b 64)
foobar2000 1.2.6 / Dynamic Range Meter 1.1.1
log date: 2013-05-13 22:58:02
--------------------------------------------------------------------------------
Analyzed: ? / ?
--------------------------------------------------------------------------------
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR12 0.00 dB -13.76 dB 5:34 ?-1-01. Nacho Sotomayor - It's Not Gravitation.mp3
DR11 0.00 dB -12.81 dB 4:13 ?-1-02. Nacho Sotomayor - Memory Lane (Reverse Edit).mp3
DR11 0.00 dB -13.62 dB 4:40 ?-1-03. Nacho Sotomayor - Un Poco De Luz.mp3
DR10 0.00 dB -12.26 dB 4:46 ?-1-04. Nacho Sotomayor - Chanson De Bianca.mp3
DR11 0.00 dB -12.86 dB 5:36 ?-1-05. Nacho Sotomayor - Descending.mp3
DR9 0.00 dB -10.88 dB 5:05 ?-1-06. Nacho Sotomayor - Underlove.mp3
DR11 0.00 dB -12.31 dB 4:48 ?-1-07. Nacho Sotomayor - Sin Pensar, Sin Sentir (Autumn Mix).mp3
DR12 0.00 dB -13.67 dB 6:07 ?-1-08. Nacho Sotomayor - Return To Mikonos.mp3
DR13 0.00 dB -14.13 dB 4:25 ?-1-09. Nacho Sotomayor - Vamos Ya!.mp3
DR12 0.00 dB -13.73 dB 5:19 ?-1-10. Nacho Sotomayor - Emotion.mp3
DR9 0.00 dB -10.89 dB 5:08 ?-1-11. Nacho Sotomayor - Good Look.mp3
DR11 0.00 dB -13.23 dB 5:22 ?-1-12. Nacho Sotomayor - Disappointment.mp3
DR12 0.00 dB -14.38 dB 5:25 ?-1-13. Nacho Sotomayor - Now I Understand.mp3
DR12 0.00 dB -13.68 dB 5:31 ?-1-14. Nacho Sotomayor - Words.mp3
DR9 0.00 dB -11.46 dB 4:15 ?-1-15. Nacho Sotomayor - Wildcat Song.mp3
--------------------------------------------------------------------------------
Number of tracks: 15
Official DR value: DR11
Samplerate: 24000 Hz
Channels: 2
Bitrate: 64 kbps
Codec: MP3
================================================================================
Различия небольшие, но всё же есть. Для mp3/320 различий практически нет, а вот для 64/128 - есть, а official DR value выросло с 10 до 11. Глюки "мерялки" или чудеса mp3-компрессии? |
|
Вернуться к началу |
|
|
SubV
Пол: Возраст: 49 Зарегистрирован: 19.10.2009 Сообщения: 141
|
Добавлено: Вт Май 14, 2013 1:15 Заголовок сообщения: |
|
|
Sergey_D писал(а): | Различия небольшие, но всё же есть. Для mp3/320 различий практически нет, а вот для 64/128 - есть, а official DR value выросло с 10 до 11. Глюки "мерялки" или чудеса mp3-компрессии? |
Интересно. Я не вдавался в тонкости кодирования mp3 на низких битрейтах, а оказывается, при этом изменяется RMS (усредненная громкость сигнала). Отсюда и различия в диапазоне. Ведь программа вычисляет DR не только по пиковым значениям (которые мы не всегда слышим), но и по усредненным.
Впрочем, это не очень актуально. Кто в наше время кодирует музыку в mp3 128 Кбит?
Все же надо бы задать по этому поводу вопрос на форуме разработчиков lame.
***
Кстати, в сети существует база, где приведены значения DR для большого количества альбомов. Пополнить эту базу может каждый. Для каждого альбома указывается источник (lossy или lossless). Так что я был не прав по поводу mp3.
http://www.dr.loudness-war.info/
***
DR вычисляется следующим образом (информация с форума Dynamic Range Meter'а):
Цитата: | Signal is chopped into 3-second fragments. For each fragment RMS value is calculated. The RMS score is average of the loudest 20% RMS fragments. Dynamic Range for single channel is difference between overall peak and RMS score. |
Т.е. для каждого трехсекундного фрагмента композиции вычисляется значение RMS. Затем берется среднее значение от 20% самых громких значений RMS. Финальное значение DR получается как разность между пиковым и средним RMS.
Подробнее алгоритм работы плагина изложен здесь:
http://www.dynamicrange.de/sites/default/files/Measuring%20DR%20ENv3.pdf |
|
Вернуться к началу |
|
|
SubV
Пол: Возраст: 49 Зарегистрирован: 19.10.2009 Сообщения: 141
|
Добавлено: Вт Май 14, 2013 14:32 Заголовок сообщения: |
|
|
Sergey_D
По поводу mp3 и значения DR.
Я нашел вот это обсуждение на форуме Hydrogenaudio, где человек приводит спектры оригинальной композиции, и закодированной в mp3 192 Кбит.
Из спектра видно, что при конвертации изменились амплитудные характеристики сигнала (провал на 10 КГц усилился). А значит, изменились и среднеквадратичные значения (RMS), которые принимаются во внимание при вычислении DR. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Sergey_D Administrator
Пол: Возраст: 52 Зарегистрирован: 04.11.2002 Сообщения: 703 Откуда: Днепропетровск
|
Добавлено: Ср Май 15, 2013 0:28 Заголовок сообщения: |
|
|
SubV писал(а): |
Интересно. Я не вдавался в тонкости кодирования mp3 на низких битрейтах, а оказывается, при этом изменяется RMS (усредненная громкость сигнала). Отсюда и различия в диапазоне. Ведь программа вычисляет DR не только по пиковым значениям (которые мы не всегда слышим), но и по усредненным.
|
Полагаю, и, как оказалось, не безосновательно, что использование психоакустической модели приводит к таким результатам. Например, маскирование. Тихие звуки, которые наше ухо не услышит из-за более громких, кодеком не сжимаются. Опять-таки высокие частоты тоже кодируются до определенного предела, а при декодировании просто воссоздаются декодером. Это во многом объясняет почему на низких битрейтах больше изменяется DR, нежели на высоких - объема данных для кодирования выделяется меньше, поэтому и режется "ненужная информация" больше.
Цитата: | Впрочем, это не очень актуально. Кто в наше время кодирует музыку в mp3 128 Кбит? |
Согласен, но чисто спортивный интерес
Цитата: | Все же надо бы задать по этому поводу вопрос на форуме разработчиков lame. |
Думаю, там вряд ли Ченг, Тэйлор или Боувиг сейчас присутствуют. Остальные, скорее всего, мало искушены в тонкостях организации алгоритма кодирования. Но спросить можно, если там ещё кто-то есть.
Цитата: | Кстати, в сети существует база, где приведены значения DR для большого количества альбомов. Пополнить эту базу может каждый. Для каждого альбома указывается источник (lossy или lossless). Так что я был не прав по поводу mp3.
http://www.dr.loudness-war.info/ |
Спасибо, я её тоже вчера нашел Кстати, интересная идея появилась. Можно сверять свои замеры с имеющимися в базе. Если имеются различия - есть повод задуматься, а что делали с исходным сигналом? Хотя, конечно, бывают различные релизы, переиздания и т.д. |
|
Вернуться к началу |
|
|
SubV
Пол: Возраст: 49 Зарегистрирован: 19.10.2009 Сообщения: 141
|
Добавлено: Ср Май 15, 2013 3:15 Заголовок сообщения: |
|
|
Sergey_D писал(а): | Полагаю, и, как оказалось, не безосновательно, что использование психоакустической модели приводит к таким результатам. Например, маскирование. Тихие звуки, которые наше ухо не услышит из-за более громких, кодеком не сжимаются. Опять-таки высокие частоты тоже кодируются до определенного предела, а при декодировании просто воссоздаются декодером. Это во многом объясняет почему на низких битрейтах больше изменяется DR, нежели на высоких - объема данных для кодирования выделяется меньше, поэтому и режется "ненужная информация" больше. |
Да, маскирование тоже влияет. А вот lowpass-фильтр (как известно, при mp3-кодировании вырезаются все частоты выше определенного уровня, для 128 Кбит обычно это 16 КГц, для 320 и VBR - 18..19 Кгц) на значение DR влияние не окажет.
Sergey_D писал(а): | Думаю, там вряд ли Ченг, Тэйлор или Боувиг сейчас присутствуют. Остальные, скорее всего, мало искушены в тонкостях организации алгоритма кодирования. Но спросить можно, если там ещё кто-то есть. |
Сейчас lame разрабатывают Rogério Brito и Robert Hegemann, и они время от времени появляются на форуме. Новая версия 3.100, выход которой ожидается в этом году, содержит существенные улучшения психоакустической модели.
Цитата: | Кстати, интересная идея появилась. Можно сверять свои замеры с имеющимися в базе. Если имеются различия - есть повод задуматься, а что делали с исходным сигналом? Хотя, конечно, бывают различные релизы, переиздания и т.д. |
Увы, но данные из базы показывают, что переиздания и ремастеры в наше время обычно ухудшают качество оригинального материала.
Хотя встречаются и исключения. Например, Dream Theater спустя некоторое время после выхода их крайнего альбома A Dramatic Turn Of Events предложили ремастер для аудиофилов (24 бит / 96 КГц), который звучит гораздо лучше оригинального CD. Разумеется, дело тут не в 24 битах и не в 96 килогерцах, а в другом подходе к мастерингу материала (я сконвертировал этот альбом в стандартный для CD формат 44 КГц, 16 бит).
Ремастер звучит гораздо мягче, приятнее, хорошо прослушиваются клавишные, басы и тарелки. И неудивительно (DR 11 против 7 у CD-варианта):
Код: | foobar2000 1.2.6 / Dynamic Range Meter 1.1.1
log date: 2013-05-15 03:07:13
--------------------------------------------------------------------------------
Analyzed: Dream Theater / A Dramatic Turn Of Events
--------------------------------------------------------------------------------
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR6 0.00 dB -7.67 dB 8:43 01-On The Backs Of Angels
DR6 0.00 dB -8.72 dB 6:59 02-Build Me Up, Break Me Down
DR7 0.00 dB -8.34 dB 10:12 03-Lost Not Forgotten
DR6 0.00 dB -9.05 dB 6:57 04-This Is The Life
DR7 0.00 dB -8.07 dB 11:01 05-Bridges In The Sky
DR7 0.00 dB -8.48 dB 11:24 06-Outcry
DR9 -0.18 dB -12.84 dB 3:56 07-Far From Heaven
DR7 0.00 dB -8.92 dB 12:26 08-Breaking All Illusions
DR9 0.00 dB -11.05 dB 5:26 09-Beneath The Surface
--------------------------------------------------------------------------------
Number of tracks: 9
Official DR value: DR7
Samplerate: 44100 Hz
Channels: 2
Bits per sample: 16
Bitrate: 887 kbps
Codec: FLAC
================================================================================
foobar2000 1.2.6 / Dynamic Range Meter 1.1.1
log date: 2013-05-14 03:04:16
--------------------------------------------------------------------------------
Analyzed: Dream Theater / A Dramatic Turn Of Events
--------------------------------------------------------------------------------
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR11 0.00 dB -12.29 dB 8:43 01-On The Backs Of Angels
DR10 0.00 dB -13.10 dB 6:59 02-Build Me Up, Break Me Down
DR12 0.00 dB -12.90 dB 10:12 03-Lost Not Forgotten
DR11 0.00 dB -13.60 dB 6:57 04-This Is The Life
DR11 0.00 dB -12.69 dB 11:01 05-Bridges In The Sky
DR11 0.00 dB -12.98 dB 11:24 06-Outcry
DR12 -1.88 dB -18.19 dB 3:56 07-Far From Heaven
DR11 0.00 dB -13.33 dB 12:26 08-Breaking All Illusions
DR13 -0.75 dB -17.81 dB 5:26 09-Beneath The Surface
--------------------------------------------------------------------------------
Number of tracks: 9
Official DR value: DR11
Samplerate: 44100 Hz
Channels: 2
Bits per sample: 16
Bitrate: 812 kbps
Codec: FLAC
================================================================================
|
Еще одна возможная причина loudness war - адаптация музыкального материала под низкокачественную акустику и телефоны. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Sergey_D Administrator
Пол: Возраст: 52 Зарегистрирован: 04.11.2002 Сообщения: 703 Откуда: Днепропетровск
|
Добавлено: Пт Май 17, 2013 1:55 Заголовок сообщения: |
|
|
SubV писал(а): | Да, маскирование тоже влияет. А вот lowpass-фильтр (как известно, при mp3-кодировании вырезаются все частоты выше определенного уровня, для 128 Кбит обычно это 16 КГц, для 320 и VBR - 18..19 Кгц) на значение DR влияние не окажет. |
Это правильно. Но, если посмотреть частотный анализ при воспроизведении трека, то видно, что ниже этого уровня частота сильно скачет. У меня есть предположение, что реально кодируются ещё более нижний порог, а более высокие частоты достраиваются на основе имеющихся данных. Поэтому измененная информация в более низких частотах также косвенно может повлиять на значение DR. Но это лишь предположение, чтобы уверенно сказать - нужно изучить механизм кодирования более досконально.
Цитата: | Сейчас lame разрабатывают Rogério Brito и Robert Hegemann, и они время от времени появляются на форуме. Новая версия 3.100, выход которой ожидается в этом году, содержит существенные улучшения психоакустической модели. |
Это форк или продолжение основного проекта? Просто уже много лет не слежу за ним.
Цитата: | Увы, но данные из базы показывают, что переиздания и ремастеры в наше время обычно ухудшают качество оригинального материала.
Хотя встречаются и исключения. Например, Dream Theater спустя некоторое время после выхода их крайнего альбома A Dramatic Turn Of Events предложили ремастер для аудиофилов (24 бит / 96 КГц), который звучит гораздо лучше оригинального CD. Разумеется, дело тут не в 24 битах и не в 96 килогерцах, а в другом подходе к мастерингу материала (я сконвертировал этот альбом в стандартный для CD формат 44 КГц, 16 бит).
Ремастер звучит гораздо мягче, приятнее, хорошо прослушиваются клавишные, басы и тарелки. И неудивительно (DR 11 против 7 у CD-варианта)
|
Ну, это пример положительный. Я же говорил не только о улучшении качества, но и о его падении. Например, имеется альбом некоего исполнителя. Пусть его DR=9. А по базе видим, что DR для этого диска должен быть 11. Конечно, может быть издание на другом лейбле, в другом стране, ремастер и т.д. Но если, по идее, всё совпадает, то откуда изменение DR? Может это вообще непонятный какой-то транскод. Вот для определения таких "косяков" и можно использовать эту базу.
Цитата: | Еще одна возможная причина loudness war - адаптация музыкального материала под низкокачественную акустику и телефоны. |
Это само собой В этом случае высокий DR там вообще не нужен. А таких "меломанов" всё больше и больше... |
|
Вернуться к началу |
|
|
SubV
Пол: Возраст: 49 Зарегистрирован: 19.10.2009 Сообщения: 141
|
Добавлено: Пт Май 17, 2013 2:56 Заголовок сообщения: |
|
|
Sergey_D писал(а): | Это форк или продолжение основного проекта? Просто уже много лет не слежу за ним. |
Именно продолжение основного проекта.
Sergey_D писал(а): | Я же говорил не только о улучшении качества, но и о его падении. Например, имеется альбом некоего исполнителя. Пусть его DR=9. А по базе видим, что DR для этого диска должен быть 11. Конечно, может быть издание на другом лейбле, в другом стране, ремастер и т.д. Но если, по идее, всё совпадает, то откуда изменение DR? Может это вообще непонятный какой-то транскод. Вот для определения таких "косяков" и можно использовать эту базу. |
Ремастеры в наше время вообще утратили свой первоначальный смысл. Если в 1980-х и первой половине 1990-х под "ремастером" понимали улучшенное звучание, удаление артефактов записи (шум с магнитной ленты, щелчки винила), то теперь это слово применяют, когда хотят продать еще раз то же самое (но, как правило, с ухудшенным DR и "громким" мастерингом). Я даже рискну сказать, что все альбомы, выпущенные в период с 1985 по 1995-й год, никакого ремастеринга не требуют. Бывают редчайшие исключения, но они подтверждают правило. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Sergey_D Administrator
Пол: Возраст: 52 Зарегистрирован: 04.11.2002 Сообщения: 703 Откуда: Днепропетровск
|
Добавлено: Пт Май 17, 2013 23:12 Заголовок сообщения: |
|
|
SubV писал(а): | Именно продолжение основного проекта. |
Понятно. Старой гвардии, значит, уже не осталось...
Цитата: | Ремастеры в наше время вообще утратили свой первоначальный смысл. Если в 1980-х и первой половине 1990-х под "ремастером" понимали улучшенное звучание, удаление артефактов записи (шум с магнитной ленты, щелчки винила), то теперь это слово применяют, когда хотят продать еще раз то же самое (но, как правило, с ухудшенным DR и "громким" мастерингом). Я даже рискну сказать, что все альбомы, выпущенные в период с 1985 по 1995-й год, никакого ремастеринга не требуют. Бывают редчайшие исключения, но они подтверждают правило. |
Согласен, хотя ранее об этом и не задумывался. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы можете добавлять вложения в этом форуме Вы можете просматривать вложения в этом форуме
|
Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
|